Главная
Воскресенье, 14 Апрель 2024 18:14

Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника

14 апреля, в Неделю 4-ю Великого поста, Православная Церковь отмечает память преподобного Иоанна Лествичника, игумена горы Синайской, святого подвижника VI–VII веков, главный труд которого - «Лествица, возводящая на небо» - на протяжении многих столетий является настольной книгой ищущих спасения.

Путь к добродетели и совершенству показан в Лествице в виде тридцати ступеней. Аскетический подвиг отречения от мира, борьбы со страстями и очищения сердца венчает, по преподобному Иоанну, любовь как царица христианских добродетелей.

Божественную литургию в монастыре совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужени иерея Вадима Козлова, иерея Антония Хорькова, иерея Димитрия Болгова, диакона Николая Скафтымова и диакона Богдана Епифанова. В конце богослужения вместе с просфорками сестры раздавали прихожанам маленькие выпеченные лестницы.

Вечером в Неделю 4-ю Великого поста клирики обители совершили чинопоследование Пассии - вечерни с чтением Акафиста Страстям Христовым.

На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в Неделю преподобного Иоанна Лествичника совершил иерей Александр Мурылёв.

 

 

НЕДЕЛЯ ЧЕТВЕРТАЯ. ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Икона Лествица райскаяСегодня святая Церковь дает нам образ великого подвижника, желая нас утвердить в том пути, которым мы шли от начала поста, и который мы в течение последней седмицы освятили Крестом Господним.

«Вот образ, – говорит св. Церковь, – того, кто взял свой крест и пошел за Христом, и образ того, кто оставил нам творения свои, творения того, кто опытно раскрывает все христианское делание».

Иоанн Лествичник жил в VI веке. Шестнадцати лет поступил он в монастырь, а через некоторое время удалился от общежития, уединился, и у подошвы Синая прожил 40 лет. Из этого уединения вышел он уже 75-летним старцем, вызванный братией Синайского монастыря, которая избрала его своим игуменом. И вот соседний монастырь – Раифский – слышит об этом великом делателе, и игумен его, также Иоанн, просит преподобного написать им руководство христианской жизни. Великое счастье, что Церковь сохранила нам это руководство, заключающее в себе опыт этого великого подвижника, подтвержденный часто ссылками на других Св. Отцов.

Иоанн Лествичник не только взял книжно чужой опыт, но своей жизнью проверил и подтвердил его, обогатив своими личными наблюдениями и достижениями.

Этого подвижника и преподносит нам св. Церковь, говоря, что если мы действительно желаем идти за Христом, то должны подражать опыту того, кто уже прошел этот путь.

Я говорил вам об Иоанне Лествичнике и буду говорить еще и завтра вечером, а сейчас хочу остановиться на одном больном для нас вопросе.

Иоанн Лествичник считает, как и все подвижники, что мы являемся на эту землю для подготовки к иной жизни, и здесь мы должны приблизиться к Богу.

Как это сделать?

Есть только один путь – путь опыта, путь, во-первых, непосредственного откровения Бога в душе человека, а затем путь восхождения – восхождения своей души.

И вот для нас, кто в той или иной мере уже идет за Христом, для нас ясно, что мы сейчас опытно идем этим путем; Господь открыл нам сначала первый знак Своей любви, первую радость, радость молитвы без усилий, радость любви ко всем. Это все давалось даром и казалось легко.

А дальше есть два пути, как говорит Иоанн Лествичник: первый путь – борьба со страстьми и похотьми, жизни в Боге, или второй путь – путь разглагольствования, путь говорения о Боге, путь слушания тех или иных людей, говорящих о Боге.

Иоанн Лествичник говорит, что для этого пути не нужно опыта, но он ни к чему не приводит, а если к чему и приводит, то, скорее, к погибели:

«Слово Господне, дарованное от Господа, чисто и пребывает во век века; не познавший же Бога разглагольствует о Нем по догадке» (Лествица, Слово 38, 23). Мы не знаем Бога за исключением тех моментов, когда Господь Сам нам открылся, и идем путем разглагольствования.

Что же открывает нам Бога?

Бога открывает нам чистота души, как говорит и Слово Божие: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». Только она, только эта чистота сердца дает нам приблизиться к Господу и самое Слово Божие открывается нам по мере нашего очищения:

«Совершенно соединивший чувства свои с Богом тайно научается от Него словесам Его. Но когда это соединение с Богом еще не совершилось, тогда и беседовать о Боге трудно» (Лествица, Слово 30, 21).

А вот нам болтать о Боге легко, даже нет ничего легче разглагольствовать о Боге. Мы должны начать творить Царствие Божие, а мы думаем, что оно уже в нас, забывая слова Господа, сказавшего, что «Царствие Божие нудится». Об этой борьбе и понуждении и говорит нам воспоминаемый сегодня св. Церковью подвижник.

Он говорит в особенности для нас, которые изучают этот путь и сегодня в первый раз можем поклониться его иконе, освященной и вынесенной для поклонения.

Кажется, что у нас, живущих в миру, не может быть ничего общего с этим синайским отшельником. Но многие из нас, наверное, себя находили в его творении – в первых двадцати трех главах его «Лествицы», многие думали – «а ведь это про меня написано». Не сделаем же этого сокровища предметом многоглаголания, но постараемся опытно им воспользоваться.

Что открывает оно нам?

«Слово, Соприсносущное Отцу, творит чистоту совершенною, пришествием Своим умертвив смерть; а когда она умерщвлена, ученик богословия получает просвещение» (Лествица, Слово 30, 22); да умертвив свою нечистоту, через подобное познаем и мы Чистейшего. Тогда понятно и то, что говорит Иоанн Лествичник о богословии: «Чистота сделала ученика своего богословом, который может сам собою утвердить догматы о Пресвятой Троице. Есть только один учитель богословия – чистота. Иди к ней, если желаешь учиться. Не извне, а изнутри, через очищение себя от греха и страстей ты получишь то, что утвердит в тебе догмат о Пресвятой Троице».

Но может быть Иоанн Лествичник не прав?

Это говорит подвижник, отшельник, может, по-другому скажет тот, кто всю жизнь свою занимался богословием?

Вот, на поверку, слова Григория Богослова: «Любомудрствовать о Боге можно не всякому – да, не всякому. Это приобретается не дешево и не пресмыкающемуся на земле» (ч. III, сл. 27). И далее: «Любомудрствовать о Боге можно не всем: потому что способны к нему люди, испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили и, по крайней мере, очищают душу и тело. Для нечистого не может быть небезопасно и прикоснуться к чистому, как для слабого зрения к солнечному лучу» (там же). «А у нас, если приобрели малую хоть славу, часто же и той не имея, если как попало заучили два или три изречения из Писания, и то не в связи и без должного разумения (такова наша скороспелая мудрость) надобно уже высокоумствовать против Моисея и делаться Дафаном и Авироном – ругателями и безбожниками. Будем лучше избегать их наглости и не станем подражать их высокоумию, чтобы не иметь одного с ними конца» (там же сл. 32).

Это относится и к нашему времени так как мы думаем, что можем высокоумствовать как Дафан и Авирон.

Мы получаем от Господа радость молитвы. Все мы когда-нибудь молились, а, может, некоторые из нас и сейчас еще молятся в радости и слезах. Многие из нас знают и радость любви, радость несения креста, радость жизни в Боге. А дальше многие из нас пошли путем легким – путем разглагольствования о Боге, забыв, что страсти наши еще не умерщвлены, что та радость была дана Господом как милость, и решив, что все это принадлежит нам. А знает Бога только тот, кто очищает свою душу, ибо подобное познается подобным.

Сегодня мы собрались творить память Иоанна Лествичника в связи с Великим постом, в связи с тем путем, которым идем уже несколько недель.

Св. Церковь говорит, что есть только один путь, путь борьбы со страстьми и похотьми, и он идет не от любви. О любви Иоанн Лестничник говорит в тридцатой главе, а мы болтаем о любви – Любовь же есть Бог, а Бога мы не знаем.

Возвратимся же к тому пути, к которому зовет нас Иоанн Лествичник, которым шли великие подвижники опытно и который оставили они нам в своих творениях. Отошли мы от них, мы, нынешние русские люди, заболтались о Боге. Может быть теперь, когда иные из нас чувствуют, что так дальше нельзя, может быть теперь, когда творим память Иоанна Лествичника, десятки лет очищавшего свою душу, оценим оставленный им его опыт.

Не для разглагольствования дана нам «Лествица», но для того, чтобы идти, чтобы восходить по ней.

Давайте же помнить, чем заканчивает преподобный Иоанн свою Лестницу:

«Восходите, братие, восходите усердно, полагая восхождение в сердце своем и внимая пророку, который говорит: «Приидите, взыдем на гору Господню, и в дом Бога нашего» (Ис. 2, 3). Совершающего «нозе наши, яко елени и на высоких поставляющего» (Пс. 17, 34), чтобы нам соделаться победителями на пути Его. Так и я умоляю вас с Апостолом, сказавшим: «дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» (Ефес. 4, 13). Христос же, крестившись в тридесятое лето видимого возраста, получил тридесятую степень в духовной сей лествице: ибо любовь есть Бог. Ему хвала, Ему держава и Ему слава; в Нем начало всех благ и есть, и было, и будет в бесконечные веки».

Аминь.

Священномученик Сергий Мечёв
Источник: «Друг друга тяготы носите…» :
жизнь и пастырский подвиг священномученика Сергия Мечёва : в 2 кн.
– Сост. Грушина А. - Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2017.
https://azbyka.ru/

Просмотров: 38  

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

  • dyn mod 08 30 2019 701
  • 04 28 2024dynmod 924
  • 03 25 2024dynmod 808
  • 03 17 2024dynmod 301
  • 03 24 2024dynmod 501
  • 04 07 2024dynmod 301
  • 03 25 2024dynmod 811
  • 03 25 2024dynmod 802
  • 04 28 2024dynmod 920
  • 04 21 2024dynmod 707
  • 08 04 2022dynmod 705
  • 04 30 2023dynmod 702
  • 04 21 2024dynmod 715
  • 03 17 2024dynmod 309
  • 03 09 2024dynmod 204
  • 12 10 2023dynmod 204
  • 03 09 2024dynmod 205
  • 06 02 2022dynmod 313
  • 04 07 2024dynmod 311
  • 04 21 2024dynmod 712
  • 03 24 2024dynmod 504
  • 03 25 2024dynmod 810
  • 04 24 2024dynmod 802
  • 04 28 2024dynmod 903
  • 08 30 2023dynmod 913
  • 04 28 2024dynmod 927
  • 03 24 2024dynmod 507
  • 04 07 2024dynmod 312
  • 09 21 2023dynmod 504
  • 04 21 2024dynmod 711
  • 03 25 2024dynmod 807
  • 04 05 2024dynmod 203
  • 03 25 2024dynmod 806
  • 03 24 2024dynmod 505
  • 04 05 2024dynmod 201
  • 04 21 2024dynmod 710
  • 03 24 2024dynmod 508
  • 04 28 2024dynmod 906
  • 05 16 2023dynmod 302
  • 04 05 2024dynmod 100
  • 03 09 2024dynmod 206
  • 04 05 2024dynmod 110
  • 04 05 2024dynmod 204
  • 03 24 2024dynmod 506
  • 04 24 2024dynmod 801
  • 04 28 2024dynmod 908
  • 03 27 2024dynmod 803
  • 04 21 2024dynmod 714
  • 04 08 2024 403
  • 04 30 2023dynmod 707
  • 04 07 2024dynmod 306
  • 04 21 2024dynmod 708
  • 04 21 2024dynmod 702
  • 04 07 2024dynmod 310
  • 04 07 2024dynmod 314
  • 04 21 2024dynmod 703
  • 04 28 2024dynmod 905
  • 04 28 2024dynmod 930
  • 04 28 2024dynmod 904
  • 04 24 2024dynmod 803
  • 04 21 2024dynmod 713
  • 04 08 2024 401
  • 04 08 2024 402
  • 04 28 2024dynmod 910
  • 03 27 2024dynmod 801
  • 04 28 2024dynmod 919
  • 04 28 2024dynmod 922
  • 04 21 2024dynmod 709
  • 04 07 2024dynmod 307
  • 04 28 2024dynmod 921
  • 04 28 2024dynmod 923
  • 03 25 2024dynmod 804
  • 03 25 2024dynmod 805
  • 04 28 2024dynmod 913

 

allistshapka4

ne_ridai_mene_mati

 

Иерусалим! Иерусалим!
Се, восходим
В побивающий пророков град.
Впереди – кровавая Голгофа,
Будь с Христом 
и не смотри назад.


Причастившись
на Вечери Тайной,
Верным будь ты
Христу до конца,
Тень предательства,
тень отреченья
Твоего пусть не скроет лица.


Кто увидит в себе дерзновенье?
Кто из нас бы посмел утверждать,
Что ни разу
в своей грешной жизни
Не заставил Христа он страдать?


Кто Иуда, а кто Каиафа,
Кто-то был, как понтийский Пилат,
Миг настал нам взойти на Голгофу,
Но, как Петр, отступаем назад…


И истории круг вновь замкнется?
И рассеялись овцы в слезах?
Неужели, когда обернется,
Не найдет Господь веру
в сердцах?


Се, восходим. Голгофа во мраке,
Петуха клич в рассветной тиши,
И сейчас ты слова отреченья
Вновь на ветер
бросать не спеши.


Да, с Ним был я
– скажи вопросившим,
С Ним и буду – смелее ответь!
Пусть за это Христова Голгофа
И твоей станет ныне и впредь!


Се, восходим. Безумные крики, 
Гул и вой оголтелых людей,
Свист бича, кровь, плевки, заушения,
Точно звери сорвались с цепей.


Будь с Христом
до последнего вздоха,
Пока дух не предашь ты Отцу.
Чтобы спасти нас
от смерти и ада,
Бог удары терпел по лицу.


Неужели и мы не потерпим
Наших мелких вседневных скорбей?
Дорогою ценой нас купили,
Одна смерть вместо многих смертей.


Се, восходим.
И Бог предан будет.
Мы готовы идти
вместе с Ним?
Подними взор
от пыльной дороги Поста:
Се, восходим в Иерусалим.

 

allistfoot

citPatr 2020

Календарь

Пожертвование на нужды монастыря

 

S5 Box

Патриархия  Православие и современность